среда

На основании молекулярно-биологических

 



исследований можно сделать следующие главные выводы о проявлении генной актив­ности в эмбриональном развитии амфибий. Неэнергичный синтез иРНК происходит уже на стадиях дробления и медленно увели­чивается до стадии средней бластулы. В жизни бластулы наступает момент, когда во всех клетках зародыша число генов, нахо­дящихся в состоянии активности, сильно возрастает, синтез иРНК увеличивается раз в 20. На стадии формирования поздней бластулы возрастает и синтез тРНК- Количество иРНК, оказыва­ющейся на стадии средней гаструлы, остается приблизительно та­ким же и на протяжении нейруляции.

Синтез рибосомной РНК начинается во время гаструляции. Как уже говорилось, процессы развития до гаструляции, зависящие от рибосомной РНК, происходят только благодаря рибосомам, воз­никшим в оогенезе. Новая рибосомная РНК синтезируется в зна­чительном количестве накануне вылупления зародыша. Как уже неоднократно говорилось, процессы развития до гаструляции не зависят от синтеза новой РНК, совершающегося в ядрах бласто-меров.

У зародышей иглокожих иные сроки начала синтеза разных РНК. У некоторых видов синтез рибосомной РНК начинается еще до гаструляции, на стадии мезенхимной бластулы, а синтез тРНК — во время гаструляции. Выходит, что у амфибий—-обрат­ные соотношения: рибосомная РНК синтезируется во время гаст­руляции, а транспортная —уже на стадии бластулы (между средней и поздней бластулой). Молекулярные генетики отмечают и сходство зародышей амфибий и иглокожих: у тех и других син­тез иРНК начинается еще во время дробления, а синтез рибосом­ной и транспортной РНК задерживается.

У рыб иРНК синтезируется только на стадии ранней бластулы. В яйцах млекопитающих синтез РНК, как и в яйцах амфибий, начинается во время дробления, даже на стадии двух бластоме-ров (у яиц мыши).

В табл. 4 на основании исследований многих авторов представ­лены данные о содержании РНК в яйцах животных и о начале синтеза РНК геномом зародыша.

В заключение следует еще раз остановиться на вопросах мо­лекулярной биологии и генетики развития организма. На основа­нии данных многих авторов можно подвести такой итог.

Генная активность проявляется уже тотчас после оплодотво­рения, но имеет место лишь незначительная транскрипция «ин­формации». Обусловленная генной активностью продукция не вступает тотчас же в соответствующие биохимические и морфоло­гические связи и используется впоследствии, на поздних стадиях развития.