Для оплодотворения яйца требуется один сперматозоид. Происходит соединение его ядра с ядром яйцеклетки, и начинается развитие организма. Это — мюноспермия. Но еще в прошлом столетии были известны случаи полиспёрмШ. По данным С. Рюккерта (1890), при оплодотворении яиц голубя в цитоплазму проникают 15—25 сперматозоидов. Доказано, что при моноспермии проникновение в яйцо «лишних» сперматозоидов вызывает уродства в развитии. Так, если в яйцо лягушки проникает несколько сперматозоидов, то с его ядром сливается, однако, ядро только одного сперматозоида. Привнесенные с другими спермиями центросомы образуют также центры дробления, вследствие чего вместо нормального дробления яйцо уродливо дробится сразу на несколько бластомеров. Развивающийся зародыш оказывается нежизнеспособным. Большинство эмбриологов (например, А. С. Гинзбург, 1963; на основании работ на осетровых) убеждены в том, что для многих животных полиспермия вредна, в норме после проникновения одного сперматозоида возникает «барьер» против проникновения других сперматозоидов, изменяются поверхностные слои цитоплазмы и образуется оболочка оплодотворения (см. об этом далее).
А. С. Гинзбург (1967), подводя итоги многочисленным наблюдениям, утверждает, в частности, что оплодотворение у осетровых рыб осуществляется по типу моноспермии, но в экспериментальных условиях можно добиться полиспермного оплодотворения. В этом случае оплодотворение носит явно патологический характер. Гинзбург наблюдала одновременное проникновение через разные ми-кропилярные каналы нескольких — до четырех—сперматозоидов. Ядра проникших спермиев соединяются с женским пронуклеосом. При первом делении дробления в полиспермных яйцах возникают многополюсные митозы, и анимальная область яйца обычно разделяется сразу на 3, 4 и большее число бластомеров. При выращивании 200 зародышей, развивавшихся из полиспермных яиц осетра и севрюги, было установлено, что все они развиваются уродливо. Около половины их погибает еще до достижения стадии вылуп-ления.
Эти интересные факты, конечно, не противоречат тому, что у некоторых животных безусловно установлена полиспермия как закономерное явление: у некоторых членистоногих—насекомых и паукообразных, брюхоногих моллюсков, хордовых (акулообразных и химеровых рыб), хвостатых амфибий, рептилий и птиц.
Хотя полиспермия свойственна сравнительно небольшому числу животных, представляет большой интерес изучение ее физиологического и эмбриологического значения. Имеется ли корреляция между типом оплодотворения и строением оболочек яиц? По мнению А. С. Гинзбург (1967), корреляции нет: полиспермия наблюдается как у яиц, оболочки которых легко преодолеваются спермия-ми, так и у яиц с оболочками, не проницаемыми для спермиев и снабженными микропилярньши каналами (насекомые). Моноспер-мия имеет место у многих таких животных, яйцевые клетки которых проницаемы для сперматозоидов в любой точке поверхности яйца, например у иглокожих, млекопитающих и др.