среда

Для более полного понимания механизма активации яйца

 



спер­матозоидом или естественными партеногенетическими агентами большое значение приобрели опыты по искусственному партеноге­незу, начатые еще в прошлом столетии. А. А. Тихомиров в 1886 г. впервые обнаружил, что неоплодотворенные яйца тутового шелко­пряда начинают развиваться после обработки их концентрирован­ной серной кислотой, при изменении температуры или после меха­нического повреждения, вызываемого потиранием яиц щеткой. Уда­валось выводить полноценных гусениц из активированных таким образом яиц.

Б. Л. Астауров (1940—1960) разработал промышленный спо­соб стимулирования развития неоплодотворенных яиц тутового шелкопряда. Используя особые методы обработки яиц тутового шелкопряда высокой температурой и на определенной стадии раз­вития, ему удалось получить в большом количестве партеногенети-ческие бабочки женского пола.

Многочисленные эксперименты по партеногенезу проведены многими исследователями. О. и Р. Гертвиги сообщили о возмож­ности партеногенетического развития яиц морских ежей после об­работки их хлороформом или стрихнином.

Обширные наблюдения были проведены Ж. Лёбом (1913,1916). В частности, он убедился в том, что если яйца морского ежа будут находиться в течение нескольких минут в растворах масляной, уксусной или валериановой кислот, а затем последовательно пере­несены в подщелоченную морскую воду и нормальную воду, то образуется оболочка оплодотворения. Такое же действие оказыва­ют и другие жирные кислоты. Ж. Лёб считает, что во всех указан­ных и иных случаях партеногенеза сначала происходит частичный цитолиз кортикального слоя яйца. Последующая (после действия, например, кислот) обработка яйца подщелоченной морской водой корригирует повреждение поверхностного слоя яйца, в результате чего усиливаются окислительные процессы.

Близки к взглядам Ж. Лёба мысли Ж. Рунстрёма (1949), кото­рый утверждал, что «ключом» для активации яйца является разрушение энзимо-ингибиторного комплекса, находящегося в кор­тикальном слое яйца. Это разрушение вызывается факторами, про­дуцируемыми сперматозоидом; они связывают ингибитор и осво­бождают энзим. Ингибитором, по Рунстрёму, является мукополи-сахарид, сходный или идентичный с веществом желточной оболоч­ки. Гипотезу Ж. Лёба, как и ее дальнейшие видоизменения, нель­зя еще считать вполне обоснованными.

И. Деляж в 1909 г. обрабатывал неоплодотворенные яйца тан-нином и аммиаком (первое вещество вызывает коагуляцию, а амми­ак разжижает). В результате наблюдался партеногенез. Деляж рассматривал активацию яйца как чередование разжижения и коагуляции. Большой интерес вызвали опыты Е. Батайона, про­веденные в 1910 г. Он вызывал партеногенетическое развитие яиц лягушек и жаб уколом иглы, однако процент положительных слу­чаев в опытах оказывался значительно большим, когда он вводил вместе с иглой капли крови или кровяных клеток взрослой лягуш­ки (или соответственно жаб). Батайон думал, что в его опытах удаляются какие-то токсические вещества, находившиеся в неопло-дотворенном яйце. Процесс оплодотворения он рассматривал как «реакцию очищения». Это объяснение опытов Батайона надо счи­тать мало аргументированным.