зародышевых пластов надо внести существенные дополнения и коррективы. В гл. XI о детерминации указаны результаты многочисленных экспериментов, согласно которым клеточный материал эктодермы, энтодермы и мезодермы можно заставить изменить развитие, участвовать в формировании совершенно не свойственных данному листку органов. Это говорит о том, что судьба клеточного материала каждого зародышевого пласта, строго говоря, еще не предопределена. Развитие и дифференцировка каждого пласта, их органогенетическая специфичность обусловлены взаи-имовлияниями частей целостного зародыша и возможны лишь при его нормальной интеграции.
И в нормальном развитии некоторых животных закономерно «нарушается» установленная теорией зародышевых листков специфичность. Так, мышечные волокна волосяных сумок кожи, ириса глаза, некоторые хрящевые элементы развиваются не из мезодермы, а из эктодермы. Клеточный материал ганглионарной пластинки, т. .е. производное эктодермы, образует в норме челюстную дугу, подъязычную и все жаберные дуги, т. е. образования, которые должны возникать из мезодермы. Задняя часть нервной пластинки, возникающей из эктодермы, образует у зародышей амфибий в норме не нервную ткань, а хвостовую мускулатуру.
Развитие организма в результате бесполого размножения и экспериментально вызванного соматического эмбриогенеза (см. гл. XVI) пока совершенно невозможно не только объяснять, но даже описывать в понятиях «зародышевые листки».
Некоторые экспериментальные эмбриологи (например, О. Мангольд, 1925), не довольные фанатизмом приверженцев теории зародышевых листков, готовы считать зародышевые листки лишь чисто топографическим понятием, удобным для описания явлений развития. Эта точка зрения также излишне фанатична и не может считаться обоснованной. Несмотря на важность всех указанных противоречий и сомнений, нельзя отрицать реальность существования зародышевых листов как гомологичных образований. Эволюция явлений эмбрионального развития, как и вообще эволюция любого биологического явления, не происходила прямолинейно, и, естественно, имеется много факторов, противоречащих теории. Критически оценивающий теорию зародышевых листков П. П. Иванов определяет зародышевый пласт как сумму всех зачатков частей будущих органов, находящихся на начальной, одной и той же стадии морфологической дифференцировки.